Статистика Вашего Сайта-Аккаунта

МЕСТО для Баннера 728 х 90

Главная страница

стрелка

Информационно-новостной блок

Информационно-новостной блок

О способах правовой защиты от работы недобросовестных ПТО

I. В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон о техосмотре»), контроль за деятельностью операторов технического осмотра осуществляется профессиональным объединением страховщиков, т.е. Российским союзом автостраховщиков (далее – «РСА»).

При первичной выдаче аттестата аккредитации, а также при его переоформлении РСА, руководствуясь п. 2 и п. 3 ст. 22 Закона о техосмотре, проводит документарную экспертизу. Претенденту на аттестат аккредитации достаточно предоставить только документы, предусмотренные ст. 11 Закона о техосмотре и ее системной связи с п. 7 и п. 8 Правил аккредитации операторов технического осмотра, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ № 697 от 28.11.2011 г. (далее – «Правила техосмотра»), а именно:

1). Заявление,

2). Копии учредительных и регистрационных документов юридического лица или копии документов, удостоверяющих личность, и регистрационных документов индивидуального предпринимателя,

3). Копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании сооружений и средств технического диагностирования,

4). Копии документов, подтверждающих наличие технических возможностей для ежедневной передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную систему технического осмотра, а также документирования сведений о таких результатах:

a. копия договора на оказание телематических услуг связи или на оказание услуг связи по передаче данных;

b. копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании технических и программных средств, позволяющих осуществлять передачу сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную систему технического осмотра, обеспечивающего доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, прием и передачу телематических электронных сообщений, а также документирование сведений о таких результатах.

5). Копии документов, подтверждающих наличие в штате не менее одного технического эксперта: штатное расписание, приказы о приеме на работу, копии трудовых книжек и документов об образовании каждого технического эксперта,

6). Копия документа, подтверждающего наличие полномочий лица, подписавшего заявление, на осуществление действий от имени юридического лица.

Рассмотрим по отдельности приведенные выше документы с юридической точки зрения, а также с точки зрения расходов на их подготовку.

Документы под номером 1), 2) и 6) создать предельно просто: необходимо просто подготовить копии и написать заявление с соблюдением требований п. 7 Правил техосмотра. Стоимость этих документов минимальна: не более 100 рублей.

К документам под номером 3) могут, в частности, относиться договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры простого товарищества.

Главное, чтобы договор был заключенным, действительным и подтверждал титул владения соискателя на объекты недвижимости и оборудование, достаточные для проведения процедуры техосмотра. Соответственно соискатель может заключить, например, договор аренды, получить его на руки, и, не оплачивая арендную плату даже за первый месяц, подать в РСА. После получения аттестата аккредитации, оператор ПТО может расторгнуть или отказаться от исполнения этого договора. При этом аттестат и, следовательно, право проведения технического осмотра у него сохраняются. Таким образом, стоимость этого документа составит не более размера месячной платы по соответствующему договору.

Документы под номером 4) непосредственно перечислены в Правилах техосмотра: договор на предоставление доступа в сеть Интернет, наличие компьютера и необходимых программ для передачи данных в единую автоматизированную систему технического осмотра. Цена доступа в Интернет с учетом подключения составит не более 5 000 рублей, цена оптимального для такой деятельности компьютера составит приблизительно 15 000 рублей.

Для подготовки документов, указанных под номером 5), необходимо договориться с техническим специалистом, остальные документы (штатное расписание, приказы) можно сделать самостоятельно, т.е. бесплатно. Найти технического специалиста – самая сложная задача при получении аттестата аккредитации оператора ПТО. По результатам нашего практического исследования можно выделить 2 (Два) относительно простых способа решения этой проблемы. Первый способ – найти в Интернете реального технического специалиста и договориться с ним о подписании документов о работе по совместительству. Второй способ привлечения к сотрудничеству технического специалиста мы решили не раскрывать во избежание злоупотреблений со стороны заинтересованных лиц.

Таким образом, подготовка всех документов для успешного проведения документарной экспертизы в целях получения аттестата аккредитации займет не более 1 недели и потребует расходов, не превышающих 50 000 рублей.

Согласно п. 13 Правил техосмотра, РСА при наличии обоснованных сомнений в достоверности сведений, содержащихся в представленном заявлении и документах, вправе провести выездную проверку соискателя аттестата аккредитации. Однако, на текущий момент у нас нет сведений об использовании РСА этого права.

Следовательно, недобросовестный соискатель может де-юре стать полноценным оператором техосмотра в течение 1-2 недель и с этого момента начать размещение в сети Интернет многочисленных мошеннических объявлений о том, что каждый автолюбитель может получить диагностическую карту за 1 день и не выходя из дома.

В этой связи вполне закономерен вопрос: существуют ли в настоящее время правовые способы борьбы с недобросовестными операторами технического осмотра?

II. В соответствии с п. 59 и п. 71 Правил техосмотра, РСА по определенным основаниям может приостановить или аннулировать аттестат аккредитации недобросовестного оператора техосмотра.

Согласно п. 2 ст. 24 Закона о техосмотре, если в ходе проведения технического осмотра оператором технического осмотра не выявлены технические неисправности транспортного средства либо такие неисправности выявлены, но сведения о них не были внесены в диагностическую карту, оператор технического осмотра должен возместить в полном объеме вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу владельца транспортного средства либо третьих лиц вследствие таких неисправностей.

Таким образом, можно выделить два вида ответственности оператора техосмотра:

1). Ответственность в виде приостановления или аннулирования (лишения) аттестата аккредитации,

2). Ответственность в виде возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу владельца транспортного средства либо третьих лиц вследствие таких неисправностей.

Рассмотрим подробной каждый вид ответственности оператора технического осмотра: основания и порядок привлечения.

Согласно п. 58 Правил техосмотра, решения о приостановлении или об аннулировании аттестата аккредитации принимаются РСА в случае выявления при проведении выездной проверки оператора технического осмотра нарушений требований аккредитации и (или) правил проведения технического осмотра.

В соответствии с п. 5 ст. 22 Закона о техосмотре, основанием для проведения выездной проверки оператора ПТО является поступившее в РСА заявление гражданина, юридического лица, государственного органа или органа местного самоуправления о нарушении оператором технического осмотра требований аккредитации и (или) правил проведения технического осмотра.

По результатам проверки РСА принимает решение о приостановлении действия аттестата аккредитации в следующих случаях:

а). за впервые совершенное нарушение требований аккредитации и (или) правил проведения технического осмотра,

б). за впервые совершенное нарушение порядка передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную систему технического осмотра и (или) документирования сведений о таких результатах,

в). за невнесение платы за ежегодное подтверждение соответствия требованиям аккредитации.

Решение об аннулировании принимается РСА в следующих случаях:

а). обращение оператора технического осмотра о прекращении деятельности в качестве оператора технического осмотра,

б). наличие в течение двенадцати месяцев двух и более нарушений оператором технического осмотра требований аккредитации и (или) правил проведения технического осмотра и (или) нарушений, связанных с превышением предельного размера законно установленной платы за проведение технического осмотра,

в). ликвидация юридического лица – оператора технического осмотра, прекращение оператором технического осмотра деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, для инициирования процедуры приостановления или аннулирования аттестата аккредитации недобросовестного оператора технического осмотра заинтересованное лицо вправе обратиться в РСА с заявлением, в котором достаточно сообщить, что данный оператор ПТО выдает диагностические карты без проведения процедуры технического осмотра транспортного средства.

На практике основная сложность связана с побуждением РСА к проведению выездной проверки, т.к. указанная организация, к сожалению, не всегда реагирует на сообщения о недобросовестности некоторых операторов техосмотра.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – «Закон об ОСАГО»), владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Указанная норма Закона об ОСАГО фактически парализует действие п. 2 ст. 24 Закона о техосмотре, т.к. участники ДТП не интересуются истинными причинами аварии, а нацелены на правильное оформление документов, гарантирующих получение страхового возмещения.

Однако, согласно п. 1 ст. 20 Закона об ОСАГО, страховщик, осуществивший выплату страхового возмещения, получает право регрессного требования взыскания выплаченной суммы с лица, виновного в ДТП.

Если во время судебного разбирательства будет установлено, что ДТП произошло по причине наличия у транспортного средства, принадлежащего лицу, виновному в ДТП, технической неисправности, то лицо, виновное в ДТП, вправе, руководствуясь п. 2 ст. 24 Закона о техосмотре, привлечь в качестве соответчика оператора технического осмотра, выдавшего ему диагностическую карту. Самым важным доказательством в пользу лица, виновного в ДТП, будет являться заключение эксперта, подтверждающее существование прямой причинно-следственной связи между событием ДТП и существующей у транспортного средства технической неисправностью. Кроме того, эта неисправность должна иметь место в период действия диагностической карты владельца транспортного средства, виновного в ДТП.

В описанной ситуации норма п. 2 ст. 24 Закона о техосмотре может быть использована в пользу лица, виновного в ДТП, в целях уменьшения взыскиваемой с него денежной суммы или переложения обязанности о выплате денежных средств на недобросовестного оператора техосмотра, чья деятельность является в итоге истинной причиной ДТП.

Всё изложенное позволяет сделать выводы:

1. В настоящее время не существует эффективного механизма привлечения недобросовестных операторов технического осмотра к юридической ответственности: РСА редко проводит выездные проверки операторов ПТО, возможность взыскания вреда с операторов ПТО заменена страхованием.

2. Существует объективная потребность в разработке правового механизма, существенно повышающего степень защиты от недобросовестных операторов техосмотра.

Руководство Сайта:

отступ

info@vse-pto.ru

отступ

+7 (926) 810-10-70

© www.vse-pto.ru – сайт, главной целью которого является обеспечение эффективной работы рынка услуг по проведению технического осмотра транспортных средств. Наша миссия – создание и развитие единого и унифицированного Интернет-ресурса, помогающего автолюбителям быстро и легко пройти технический осмотр, а владельцам ПТО – оптимизировать работу по проведению техосмотра и максимизировать получаемую прибыль. У нас каждый может без особых усилий найти удобный ему пункт техосмотра, изучить информацию о предлагаемых услугах и записаться на технический осмотр. Владелец ПТО получает объективную картину степени загруженности и прибыльности его пункта технического осмотра транспортных средств.